Cегодня: 19.04.2024,  время: 17:45:59

www.studenikin.ru

Стратегия развития корпоративной информационной системы

Целью проекта по разработке стратегии развития информационной системы является снижение затрат и минимизация бизнес - рисков при решении задач информационной поддержки основных бизнесов компании.

В рамках проекта по созданию стратегии развития корпоративной информационной системы необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Разработка IT-стратегии
  2. Сегодня IT - системы - это инструмент не только повышения эффективности управления предприятием, но и создания новых конкурентных преимуществ. Следовательно, развитие IT-системы неразрывно связано с бизнес-стратегией компании. Грамотно выстроенная IT-стратегия непосредственно способствует росту стоимости бизнеса и его инвестиционной привлекательности.

    Под ИТ-стратегией понимается формализованная система принципов, на основе которых будут развиваться все компоненты информационных систем компании. Стратегия обеспечивает интегрированный подход к автоматизации всех контуров управления предприятием и позволяет избежать типичных недостатков "кусочной автоматизации".

    IT-стратегия – это программа развития информационных систем в соответствии со стратегией развития предприятия, текущими и будущими потребностями бизнеса.

    При разработке IT-стратегии закладываются основные параметры создаваемой информационной платформы, с тем чтобы она отвечала следующим требованиям:

    • масштабируемость, то есть система должна учитывать растущие потребности компании;
    • гибкость, то есть система должна быть легко настраиваемой под изменения внутренних бизнес-процессов и внешней среды;
    • стандартизация, то есть различные компоненты системы должны быть совместимыми и соответствовать требованиям информационной безопасности;
    • экономическая эффективность, то есть использование того или иного решения должно быть оправдано экономически;
    • независимость, то есть заказчик не должен попадать в зависимость от поставщиков решений, при этом не должна возникать необходимость в содержании собственного штата программистов.

    Проект разработки IT-стратегии компании включает:

    Подготовительные этапы

    • Изучение, анализ и систематизация основных и вспомогательных бизнес - процессов компании;
    • Анализ и совершенствование информации принципов управления компании.

    Этапы разработки IT-стратегии

    • Аудит существующих в компании информационных систем с целью определения их соответствия функциональным задачам бизнеса на разных уровнях управления, пользовательского окружения, структуры информационных потоков, организации хранения данных и доступа к ним;
    • Моделирование и анализ основных и вспомогательных процессов с учетом их информационной поддержки и привязки к структуре управления;
    • Постановка целей и задач развития информационных технологий в соответствии с целями и задачами бизнеса. Выделение первоочередных задач автоматизации и выработка предложений по их реализации;
    • Разработка системного проекта по созданию комплексной информационной системы, предполагающего интеграцию действующих и создаваемых компонент (по функциональности, структуре данных, их преобразованию и организации доступа);
    • Технико-экономическое обоснование отдельных проектов информатизации компании на основе выделяемых факторов эффективности.

    Проект по разработке IT-стратегии всегда выполняется в тесном взаимодействии с представителями подразделений бизнеса на всех этапах его реализации. В проектную команду включаются не только IT-специалисты, но и менеджеры, управляющие соответствующими бизнес-процессами.

    Билл Гейтс в своей книге “Бизнес со скоростью мысли”, в главе - “Кто должен быть хозяином электронных проектов” (стр.323), пишет:

    “... По мнению главного исполнительного директора Johnson & Johnson Ральфа Ларсена, источник наиболее “эффективных” провалов, кроется, как правило, в том, что руководители бизнеса самоустраняются от участия в крупных проектах – ведь это такая тяжёлая работа! – перекладывая всю ответственность на подразделения ИТ или на внешних подрядчиков. Подобное абсолютно недопустимо, - считает Ральф. – Опыт успешных проектов показывает, что все они осуществлялись под руководством специалистов в основной деятельности, а не по информационным технологиям. “Хозяином” проекта должен быть человек бизнеса, а задача службы ИТ – активно ему помогать. Проект не принадлежит внешним консультантам или службе ИТ. Он не принадлежит никому, кроме владельца предприятия”.

    Для успешной реализации IT-стратегии, необходимо также наличие дополнительных условий, которые можно назвать факторами успеха. Это:

    • единодушие руководства предприятия в понимании значимости информационных технологий для достижения целей бизнеса;
    • готовность руководства выделять время и силы на диалог;
    • готовность менеджеров и сотрудников выделять время на освоение новых методов и форм организации труда;
    • наличие в рабочей группе специалистов со значительной квалификацией по управлению проектами.

  3. Формирование стратегического плана (проекты и ресурсы)
  4. Разработать планы развития: бизнес-приложений, инфраструктуры, процессов управления информационными технологиями, управления IT-кадрами.

  5. Описание технической архитектуры IT-системы
  6. Разработать и формализовать принципы реализации элементов IT-архитектуры на уровне общих служб, аппаратных и программных средств, технологий, методологий и стандартов.